Сквозь Вселенную

К проблеме трансцендентального пространства
в западной рок-музыке
конца 1960-х - начала 1970-х

Alex Grey
"Отключи своё сознание и плыви по течению. Это не смерть. Отбрось свои мысли, подчинись пустоте. Это сияние. Ты увидишь глубокий смысл. Это и есть бытие. Любовь - это всё. И любовь - это все мы. Это знание. Но прислушайся к цвету своих снов - это не жизнь. Или сыграй в игру "Существование" до конца. С начала..."
Это перевод текста песни "Tomorrow Never Knows" группы Битлз, сочиненной Джоном Ленноном в январе 1966 года. В этой песне Джон попытался передать опыт расширения сознания. Леннон написал её будучи впечатлён книгой «Психоделический эксперимент» Тимоти Лири, Ричарда Олперта и Ральфа Мецнера. Лири проводил паралель между процессом «умирания эго» при приёме ЛСД и смертью, как она описана в тибетском буддизме. Харрисон и Леннон также заметили схожесть переживаний от медитации и психоделического путешествия.
"Tomorrow never knows" стала одной из первых в психоделическом роке - неотъемлемой части движения хиппи, которое соединило в себе идеи индуизма, буддизма, даосизма, христианства, кастанадеанства и щепотку веществ.

Alex Grey

В 1960-х годах на западе буржуазный материалистический мир родителей, утративший духовность и искренность, захламлённый товарами массового потребления, стал тесен для сознания многих молодых людей. И они бежали в новые пространства сознания и потусторонние измерения через дверь духовных и наркотических практик, и музыки. Одним из девизов зародившегося
движения хиппи стали слова: "Уйди из головы и окунись в чувства!"
Но это внетелесное путешествие на ракете психоделического опыта, не столько полёт в космос, сколько в пространство трансцендентальной реальности. Это попытка расширения сознания до размеров вселенной и дальше - в мир чистых идей и духа, в мир всепоглощающей любви.
Тема полета, открытых пространств и более широкого взгляда на мир - не из окна лимузина, а откуда с высоты - все чаще начинает проявляться в творчестве рок-музыкантов. И вот в песнях мы слышим, что на расстоянии "девять миль" мы "можем увидеть" "Люси в небе в алмазах",а под нею "чудака на холме", которого общество пытается научить жить. А потом мы отправляемся ещё выше, туда где "доминирует астрономия" и дальше "сквозь вселенную". Так выглядит часть огромного мира рисуемая песнями групп психоделической направленности.


Alex Grey
Этот мир во многом пересекается с тем, что открывается в процессе духовных практик. Мы слышим отголоски медитативного опыта очищения сознания в песне "Across the Universe", где Джон Леннон поёт:
"Омуты горя и волны наслаждения Потоками проходят через мое открытое сознание. Отражения преломленного света, что танцуют передо мной, Похожие на миллионы глаз, Они снова и снова зовут меня в путь, сквозь Вселенную.
Мысли блуждают, как неугомонный ветер внутри почтового ящика, Они слепо падают на своем пути сквозь Вселенную. Звуки смеха, тени жизни звенят в моих чутких ушах, Подстрекая, приглашая меня... Бесконечная, бессмертная любовь, что сияет вокруг меня, Как миллион солнц, Она снова, и снова, и снова зовет меня в путь, Сквозь Вселенную."
С медитативным опытом песни тех времён роднят не только "чувства и мысли, проходящие потоком через открытое сознание", но и видение внутренним взором отражённого света,
лучей, глаз и солнц. Это тот мир, что считается в мистических практиках реальным.

Alex Grey
При этом обыденная объективная реальность - это мир обусловленных иллюзией и герой песен это осознаёт. Также можно услышать утверждения, что "всё у вас в голове". Так в песне "I'm only sleeping" тех же "The Beatles" мы слышим такие строчки:
"Прошу, ...Оставьте меня, где я есть. Я всего-навсего сплю. Все думают, что я ленив. Мне плевать, я думаю, что они сами с приветом - Бегают повсюду на предельной скорости, Пока не поймут, что это не нужно. ...я за много миль отсюда. Наблюдая за тем как мир проходит мимо моего окна, я не спишу никуда. Я всего-лишь сплю".
Для передачи этих ощущений на концертах впервые стали использоваться сценическое действие, световые и лазерные эффекты. Джимми Хендрикс прямо на сцене сжёг свою гитару, принося её в жертву неведомым богам рока.
ЖЕРТВА ОГНЮ
Джимми Хендрикс на Monterey Pop Festival 1967

Танцы под световое шоу
Группа Pink Floyd одна из первых использовала на выступлении круглый экран. Калейдоскопы и разноцветные, пульсирующие и сменяющие друг-друга масляные пятна, проецировались на стены и потолки. Часто проекции создавались непосредственно во время выступления, что придавало шоу спонтанность. Все это делало посетителей концерта участниками настоящего магического ритуала.
Но главным выразительным средством рок-групп был конечно звук. В звучание групп стали проникать мотивы фолка и традиционной духовной музыки востока. Так Джордж Харрисон выучился играть на ситаре у Равви Шанкара, а Иэн Андерсон из Jetro Tull взял в руки флейту. Музыканты с воодушевлением использовали всевозможные шаманские техники, вводящие в транс и уносящие слушателя в другие миры. В музыке стало можно услышать буддистские мантры и индуистские песнопения.

Концерт Pink Floyd в мёртвом городе Помпеях

Всего два трэка на всём альбоме
Обратная сторона конверта пластинки Just a Poke группы Sweet Smoke
Помимо фольклорной, у рок-музыки тех времён была сильная импровизационная составляющая, привносящаяся в музыку чувство потока. Музыкант будто в прямом эфире транслировал улавливаемые им волны космических вибраций. Иногда такие импровизации затягивались на целый час. На пластинках стали появляться песни занимающие целую сторону. На сцене музыканты стали использовать эффект фидбэка, когда гитара положенная на динамик, продолжает играть, обнажая свою внутреннюю сущность и отвечая на новый дзенский коан "как звучит гитара, когда на ней не играют".
Потусторонние звуки и звуки из окружающей среды в музыке позволяли сознанию ещё больше слиться с миром, уйти в себя или испытать инфернальный ужас. Теперь на записях мы слышим шумы из студии, кашель, плач, звуки природы и города, гномий смех и крики диковинных птиц и животных откуда с астрального плана. Апофеозом этого приёма стала пластинка 1973-го года Dark side of the moon группы Pink Floyd. Все это производило давольно сильный эффект и выкидывало слушателя из пространства обыденного прямо в астрал.
Pink Floyd
Time Intro

Alex Grey
Но и этого было не достаточно музыкальным шаманам. Развивающаяся многоканальная звукозапись позволила сделать звучание более объемным. В левом динамике теперь могло звучать одно, а в правом другое. Одевший наушники психонавт теперь мог слышать как звукперекатывается у него из одного уха в другое, будто в пустом пространстве. Тем самым музыканты практически в плотную подошли к открытию, сделавших не так давно шумиху, бинауральных ритмов и аудионаркотиков на их основе.
Квинтэссенцией всех этих идей по праву можно считать "Tomorrow Never Knows" The Beatles. При записи песни Джон сказал, что "хотел бы, чтобы его голос звучал, как у Далай-ламы, распевающего песнопения на вершине холма". Обычное эхо или реверберация для этого не подходили, поскольку давали эффект отдалённого голоса, а было необходимо причудливое, металлическое звучание будто идущее через ритуальный рожок. Для этого вокал Леннона был дважды пропущен через вращающийся громкоговоритель электрооргана. Помимо этого The Beatles использовали наложенные друг на друга с опозданием , искаженные и закольцованные в обратном направлении оркестровый аккорд; звуки флейты и скрипок (извлечённые при помощи меллотрона); партию гитары звучащей как ситар; кусок замедленного соло из песни «Taxman»; крики и смех Пола Маккартни. Идея использования повторяющихся записанных звуков была почерпнута Полом Маккартни из академической электронной музыки. Композиция построена на звучании индийской музыки с использованием ситара и табла, и органном пункте. А цепная структура повтора роднит её с архаическими образцами песенного фольклора. Всё это как нельзя лучше подошло для песни-мантры, которая создаёт глубокое чувство ирреальности и погружает в нирвану.
Это было настоящей революцией в музыке. Все шестидесятые были пропитаны духом революции. Хиппи не просто бежали от реального мира, они хотели его изменить. Видя что сложившиеся структура отношений, экономика, идеология и национальные границы только разобщают людей и отдаляют их от природы, хиппи искали средства восстановления гармонии за пределами материального мира. Кто-то покинул этот мир навсегда. От передозировки наркотиками погибли такие кумиры эпохи, как Джимми Хендрикс, Джим Моррисон, Дженис Джоплин. Многие, употребляя, думали, что вышли за границы своего сознания, но на самом деле погрузились в безумие. Сид Баррет (создатель группы Pink Floyd) прямо посреди концертов с гитарой в руках стал впадать в кататонический ступор. Сначала его подстраховывал, а потом и совсем сменил, Дэвид Гилмор.

Alex Grey
Ни смотря ни на что хиппи удалось создать более или менее сплоченное альтернативное сообщество, перешедшее национальные границы. The Beatles сравнили такое дружеское сообщество с командой Жёлтой Подводной Лодки, плывущей в море жизни. Международные общины хиппи собирались не только в Лондоне, Амстердаме, Сан-Франциско, Гринич-Виллидж, но и в более отдаленных местах, таких как Марракеш и Катманду. Естественно движение дошло и до СССР.

Арт по мотивам Yellow Submarine группы The Beatles
Музыка движения была не столько о наркотическом трипе, сколько об определенных состояниях сознания, в том числе и обостренной чувственности и чувстве единения с миром. Психоделический рок создал новые выразительные средства. Он дал толчок к развитию таким направлениям как краут-рок, арт-рок и спэйс-рок. Зачастую это были те же самые музыканты, что до этого играли "психодел". Без находок шестидесятых немыслимы мэдчестер и бритпоп. Oasis неоднократно обвинялись в копировании The Beatles. И если послушать один из их хитов - Falling Down, то можно услышать цитату Tomorrow Never Knows с её ударными и цикличностью. А индуист Криспиан Милс и его группа Kula Shaker продолжили совмещение рока и Индийской музыки. Велико влияние и на современную клубную музыку - благодаря наследию шестидесятых
появились бигбит, психоделик транс и этнобиент.
Бритпоп группа Oasis
Эектронный дуэт The Chemical Brothers
Как показало время, самым сильным психоделиком расширяющим границы реальности и объединяющими людей в "глобальное сознание" оказалась музыка. И вот, цитируя песню Eight Miles High группы The Byrds, "С высоты восемь миль тебя тянет вниз. Туда где тебя радостно встретят люди с искренними не продажными улыбками".

Кадр из мультфильма Yellow Submarine
Текст: Андрей Денисов
Психоделический арт: Alex Grey
Музыка: The Beatles, Pink Floyd, Tool, Kula Shaker, Oasis, The Chemical Brothers
Видео, иллюстрации и коубы взяты из свободного доступа в
сети и использованы только для ознакомления, как пример иллюстраций
Все права на представленные произведения принадлежат их авторам
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website