Купание Красного Коня

конь-народ и всадник-разум

К.С. Петров-Водкин
Работа написана Петровым – Водкиным в 1912 году. Изначально картина мыслилась художником в реалистическом ключе, -«я начал писать купание вообще»,-вспоминает Петров – Водкин. Но в результате раздумий, первоначальный замысел был полностью переработан и картина оказалась метафорой смысл которой выходил за рамки названия работы. Об изменении первоначального замысла говорит и сам автор: « В процессе работы я предъявлял все больше и больше требования чисто живописного значения, которые уровняли бы форму и содержание и дали бы картине социальную значимость».
Многие философы, Кассирер, Сьюзен Лангер подчеркивали потребность человека в символизации. Так А.Д.Ритчи писал: «Что касается мышления – на всех его уровнях, - то оно есть символический процесс… Символизация является необходимым актом мышления.» Особенную потребность в символизации испытывают поэты и художники, поскольку сложные чувства просто невозможно передать без метафор и символов. Видимо, именно поэтому первоначальный объект Петрова – Водкина - конь превратился на холсте не в коня, а в его символ. Что прекрасно видно в измененных стилизованных пропорциях животного – огромное тело, сильно изогнутая шея с не пропорцианальномаленькой головкой, демонстративно высоко поднятая нога, как-будто и конь и седок являются натурщиками в специальной постановке.


Конь в народной традиции одно из самых мифологизированных животных. Он связан как с культом солнца, так и с потусторонним миром и погребальным культом, являясь главным жертвенным животным. Солнце и жертва красного цвета, красный конь – это жертвенный конь, конь посвященный солнцу, поскольку новгородские иконописцы были ближе к язычкству, конь Георгия Победоносца в их исполнении красный. Петров-Водкин использовал их символику, для своего коня не случайно, поскольку красный цвет подчеркивает двойственную природу коня – выступающего на стороне бога в случае с Георгием Победоносцем и в тоже время являясь образом хтонических сил, по сути того же дракона.
С другой стороны красный цвет революционных знамен 1905 года так же нес в себе самантику жертвы, поэтому художник не мог не понимать созвучность своей работы и знамен революции. Что это именно так и что Петров-Водкин прекрасно понимал возможность такого истолкования его работы невызывает сомнения, хотя бы уже потому, что до последнего момента опасалсявыставят ли его работу на публичное обозрение.

Всадник на коне требует отдельного разговора, поскольку вносит в работу какой-то загадочный диссонанс, заставляет задуматься,каким образом он попал на ЭТОГО КОНЯ? Богатырская мощь и скрытая энергия коня не соответствуют юному и такому хрупкому виду всадника. Если трактовка коня не представляет сложности и подразумевает под этим образом народную силу, то трактовка всадника сложнее. Он явно не Герой и не Георгий Победоносец, да и на Архангела Михаила не похож. Кто же он?Представляется найболее вероятным, что юноша на коне –аллегория «народного разума». Он уже есть этот разум, он осознает себя, может себя обиходить и других накормить, но как употребить свою богатырскую силу, куда направить свою кипучую энергию – не знает. Именно поэтому, юноша обращен к зрителю и, как бы не решается спросить, - куда ехать то? Вопрос далеко не праздный. Ведь налево пойдешь – коня потеряешь, направо – самому погибнуть. Прямо пойдеш-… Каждый путь подразумевает жертву. Есть ли дорога без жертвы?
М.В. Васнецов "Витязь на распутье"
Работа Петрова-Водкина глубоко символична. В тоже время она не потеряла актуальности до настоящего момента. К глубокому сожалению, как и бывает в настоящем мифе, время застыло – юноша не вырос и на этот вопрос до сих пор нет ответа.
Текст: Михаил Гарасько
Made on
Tilda