Энди Уорхол "Campbell's"

Откуда ноги у поп-арта растут

культурные истоки стиля
Первые работы в стиле поп-арт были созданы тремя молодыми художниками Джо Тилсоном, Питером Блеком и Ричардом Смитом из Королевского художественного колледжа Лондона. Яркими представителями поп-арта являются Ричард Гамильтон, Роберт Индиана, Том Вессельман, Джэспер Джонс, Джеймс Розенквист, Клаас Олденбург, Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, и конечно Энди Уорхол
Говорить о предшественниках поп-арта стоит с осторожностью, так как он был порождён новой социально-культурной средой, экономикой и политикой. Поп-арт в каком-то смысле был для США, тем же чем были конструктивизм и соцреализм для СССР. К числу художников, внешне искусство которых предвосхитило поп-арт, относят Джеральда Мерфи, Стюарта Дэвиса и Фернана Леже. Поп-арт стал ответом на популярный тогда абстрактный экспрессионизм. Он отказался от личных мифологий сюрреализма и внутренних монологов абстрактного экспрессионизма и вернул объектность и единство искусства с реальностью и жизнью. Помещая плоскостные образы популярной культуры в контекст искусства, поп-арт схож с авангардом. В частности можно провести параллели с дадаизмом который также использовал готовые предметы.
Официальная версия о появлении работ с супом Campbell гласит, что рожденный в бедной иммигрантской семье Уорхол в детстве часто был вынужден есть этот демократичный общедоступный продукт. Уорхол так ненавидел этот суп, что не мог не излить столь сильные чувства в творчестве. Повзрослев и впитав широко распространенные тогда идеи дадаизма (направления в искусстве признающего бессмысленность существования), Уорхол отразил свои убеждения в работе. По его собственным словам, картина представляет собой "сущность ничтожности".
Поп-арт, как и него дадаизм, занимался проблемой взаимоотношения знаковых систем и социальной обусловленности искусства вне критериев истинности и подлинности. Но дадаизм развенчивал смыслы вещей вне естественного для них контекста. Поп-арт же показывает те смыслы, которыми наделяет вещи общество потребления.
Марсель Дюшан "Фонтан"
Поп-арт был реакцией на появление массовой культуры и общества потребления. В обществе потребления ценность любой вещи относительна - это одномерная система, отвергающая трансцендентальное. И если искусство до поп-арта основывалось на видении мира в глубину, то поп-арт же стремится соответствовать индустриальному производству знаков.
Разрабатывая проблему места художника, поп-арт использовал новые техники копирования, делая произведение продуктом индустрии. Созданные таким путем образы отразили сущность популярной культуры, отрицающей независимость искусства и личности. Провозглашая искусство товаром, поп-арт отказывается от иллюзий «искренности» и «глубины», которые активно эксплуатировала популярная культура. Использование популярных образов было призвано лишить произведение индивидуальности, метафор и свободных ассоциаций.
Уорхол и другие художники поп-арта в своих работах контрабандно используют приемы высокого искусства. Примером игры, которую вёл Уорхол может служить его интерпретация монохромности. Истоки монохромной традиции в её трансцендентном варианте лежат в символизме. Потом её использовали Мондриан, Малевич, Кандинский, Марк Ротуо и Барнет Ньюмен. В 1950-е годы начинается процесс её десакрализации Робертом Раушенбергом, Эльсуортом Келли и Фрэнком Стеллой. Уорхол, конечно, знал как о традиции, так и о попытках ее разоблачения. С одной стороны, работы Уорхола провоцируют ассоциации с монохромностью промышленного и рекламного дизайна, массовой тиражной графики - монохромностью общества потребления. С другой стороны произведения Уорхола отсылают к «сакральной» традиции, как бы«оскверняя» ее профанными, связанными с повседневностью ассоциациями.
Казимир Малевич "Атлеты"
Подлинный триумф массовой культуры над элитарной, состоял в фетишизации высокого искусства и становлении его частью массовой культуры. С одной стороны, Уорхол выступает в роли демистификатора старого искусства. С другой стороны, он вступает в конфликт с современной массовой культурой и обществом потребления, демонстрируя, что искусство никак не может избежать превращения в товар. В современном мире, искусство может противостоять, лишь уподобляясь и стирая все различия между собой и обществом потребления, копируя массовую культуру. Эту парадоксальную стратегию и избрал Уорхол. Он ставит знак равенства между художественной галереей и супермаркетом. На выставке 1962 г. в Ферус-гэлери (Лос-Анджелес) расположенные над полками многочисленные и однотипные работы с банками супа, напоминали прилавки магазинов.
Made on
Tilda