Энди Уорхол "Campbell's".

Экономика и поп-арт

взаимодействие экономики и искусства
Поп-арт как явление в искусстве и в частности работы Энди Уорхола, изображающие бренды и коммерческий продукт, стали возможны благодаря появлению общества потребления с соответствующими этому обществу системой ценностей и массовой культурой. Экономика такого общества строится на внутреннем потреблении различных производимых ею товаров, а для её поддержания требуются постоянные траты денег населением. Этому способствует реклама, которая продаёт не саму вещь, а искусственно созданные и навязанные знаки успешности. Появляются брендовые товары, которые отличаются от аналогов лишь наличием статуса. Спорт, красота и культура превращаются в товар. Культура упрощается и начинает служить капиталу. Появляются соответствующие индустрии, которые производят вкусы, желания, ценности, нормы поведения, интересы.

В свою очередь общество потребления возникает с развитием
капитализма, в процессе которого происходит бурный технический и экономический рост. Все это приводит к росту доходов, меняющему саму культуру потребления; снижению продолжительности рабочего дня и росту свободного времени; размыванию классовой структуры; индивидуализации потребления.

Именно это и произошло в США в начале 1960-х годов на фоне научно-технической революции. Тогда в США происходил промышленный подъем, сменившийся очередным кризисом. Народ был поглощён иллюзией наступившего экономического «процветания» и в 1960-м году под лозунгом «новых рубежей» к власти пришла демократическая партия. Правительство увеличило государственные расходы на социальные программы - новые деньги в карманах американцев должны были работать на экономи­ку страны. Был предоставлен ряд льгот крупным предпринимателям, в расчете что те вложат ещё боль­ше денег в производство. Президент Кеннеди пообещал твёрдо отстаи­вать идеалы «свободы и рынка» и сделать Америку «мировым лидером».
Массовая культура, обусловленная ежедневными событиями, стремлениями и потребностями большинства населения, была обязана ответить на такое положение вещей. Товарный фетишизм и идеология равных возможностей привели поп-арт к расцвету. Поп-арт использовал все что связано с современным массовым производством и медиа: настоящие консервные банки, бутылки, кинокадры, газетные и журнальные иллюстрации.

Не удивительно, что Уорхол начинал, как иллюстратор в области рекламы. В 1960 он уже в роли художника создал культовое произведение "Кока-кола". С 1960–1962 годы появилась серия картин с изображением банок супа Кэмпбелл.
Технические приемы из промышленного дизайна и рекламы, которые использовал поп-арт, «обезличивали» творческую манеру художника, уподобляя его машине и «раскрывали эстетическую ценность» образцов массовой продукции.
В поп-арте отразилась гордость за изобретенные американским рынком хорошие, дешёвые и равнодоступные товары.
Энди Уорхол говорил: «Ты можешь смотреть телевизор и видеть кока-колу, и ты знаешь, что президент пьет кока-колу, Лиз Тейлор пьет кока-колу, ты тоже можешь пить кока-колу…Все бутылки кока-колы одинаковы и все они хороши». С одной стороны это была ода социальному равенству, с другой стороны - ирония над современной культурой, обществом и местом художника и человека в них.

Официальная версия о появлении работ с супом Campbell гласит, что рожденный в бедной иммигрантской семье Уорхол в детстве часто был вынужден есть этот демократичный общедоступный продукт. Уорхол так ненавидел этот суп, что не мог не излить столь сильные чувства в творчестве. Повзрослев и впитав широко распространенные тогда идеи дадаизма (направления в искусстве признающего бессмысленность существования), Уорхол отразил свои убеждения в работе. По его собственным словам, картина представляет собой "сущность ничтожности".

В последствии изображения бутылок кока-колы и супа Кэмпбелл сменились тиражированными портретами Мерилин Монро, Элвиса Пресли и Элизабет Тейлор.
Made on
Tilda