Энди Уорхол "Campbell's "

"СУЩНОСТЬ НИЧТОЖЕСТВА"

психологическая подоплёка поп-арта
Поп-арт - дитя общества потребления. Вещи в таком обществе говорят больше чем о просто богатстве. В таком обществе потребление выходит за рамки жизненной необходимости, приобретая статусный характер, позволяющий причислять себя к какой-либо общности и приписывать себе определенные личностные характеристики, такие как вкус и ментальность. Без такого потребления человек чувствует себя обезличенным. Таким образом потребление превращается для человека в залог счастья и смысл жизни и становится для человека зависимостью.

Образованный человек - худший покупатель. Он предпочитает материальным ценностям духовные и видит искусственность предлагаемых массмедиа образов. Поэтому моральные ценности общества потребления не предусматривают всестороннего умственного, нравственного и духовного развития человека. Это уже не нужно, чтобы быть счастливой "полноценной личностью" - достаточно просто приобрести вещи отражающие желаемый статус. Вещизм чаще всего развивается на почве недостатка внимания, чувства одиночества и внутренней пустоты, потребности в признании и любви. Так образуется нездоровое пристрастие к материальным ценностям в ущерб духовным.

Все это использует поп-арт. Так Энди Уорхол изображает на своих полотнах Кока-Колу. Благодаря этому, человек может не покупать каждый раз новую бутылку, а просто купить образ-знак несущий желанные коннотации и повесить на стену в своей спальне. В обществе потребления приобретение дорогих классических картин стало таким же знаком статуса и богатства. Поэтому Энди Уорхол давал такой совет: "Мне нравятся деньги на стенах. Например, вы собираетесь купить картину за 200 000 долларов. Я думаю, вам следует взять эти деньги, перевязать их в пачки и повесить на стену".
Художники поп-арта не пытаются замкнуть изображаемые объекты в их функции. Объекты ставятся рядом для анализа их отношений и ценности в обществе потребления, что говорит о некой культурной потерянности человека в современном мире.

С одной стороны вещи и люди в такой культуре будто лишены внутренней интимной стороны - остаются лишь поверхностные знаки навязанные массмедиа. Окружающий мир овеществляется. Поп-арт отображает такое духовное состояние общества потребления и он не останавливается на одних только вещах. Человеку нет места в произведениях поп-арта. Даже там где он изображает людей, это лишь образы из индустрии развлечений. Все продаётся, как определенные символы. Поэтому появляются известные портреты знаменитостей работы Уорхола. И поэтому они тиражируются. Так как в тираже личность растворятся и становится образом из массмедиа.

С другой стороны знаки массовой культуры поглощают реальность и становятся для восприятия более реальными, чем сама жизнь. Уорхол отмечает: "Часто приходится слышать будто все, что происходит в кино — нереально, на самом же деле, — нереальны те происшествия, которые случаются с тобою в жизни.
Если до поп-арта абстрактным было изображение, то теперь абстрактными становятся сами человеческие отношения.

Энди Уорхол говорил: «в течение 1960-х люди вроде бы забыли, что такое нормальные эмоции и для чего они созданы... и если хоть один раз взглянешь на эмоции под определенным углом зрения, никогда больше потом не сможешь относиться к ним как к чему-то реальному». Один из фрагментов «Философии...» Уорхола описывает, как покупка магнитофона положила конец его эмоциональной жизни.
В поп-арте можно увидеть "иконостас" общества потребления, который приводит в действие прежде всего интеллектуальные рефлексы дешифровки, расшифровки и т. д. Застывшие образы поп-арта говорят о катастрофе постигшей смысл, о мире без рефлексии и метафизики, об утрате чувства реальности и дегуманизации искусства. Знаменитые образы звезд Уорхола являются своеобразным мемориалом безымянным жертвам массовой культуры, ее потребителям.
Критик-консерватор Хилтон Крамер из газеты «The New York Times», говорил что поп-арт «ничем не отличается от искусства рекламы» и преследуют такую же цель - «примирить нас с миром предметов потребления, банальностей и вульгарности».

Среди основных коллекционеров искусства Уорхола мы находим промышленных магнатов, королей рекламного бизнеса и т. д. Для них творчество Уорхола - это культурная легитимация навязывания обществу кабальных условий потребления. В работах Уорхола общество потребления якобы воспринимается как «вторая природа», нечто естественное. Уорхол объединил в своем искусстве мировоззрение власть предержащих, их расчетливую отстраненность и холодность с флегматичным видением мира их жертв, которые уже не существуют как личности. Подчиняясь циклам производства и потребления эти жертвы лишены доступа к критического критике и сопротивлению. В обществе потребления, проблематичной оказывается свобода человека, уникальность его личности. Свобода быть собой становится свободой проецировать свои желания на промышленные изделия. Человека судят по стоимости вещей, которыми он обладает. Все это приводит к невероятной социальной мобильности и расширению конкуренции. Через потребление на смену кастовым и классовым ритуалам приходит еще более жесткая и универсальная иерархия.
Официальная версия о появлении работ с супом Campbell гласит, что рожденный в бедной иммигрантской семье Уорхол в детстве часто был вынужден есть этот демократичный общедоступный продукт. Уорхол так ненавидел этот суп, что не мог не излить столь сильные чувства в творчестве. Повзрослев и впитав широко распространенные тогда идеи дадаизма (направления в искусстве признающего бессмысленность существования), Уорхол отразил свои убеждения в работе. По его собственным словам, картина представляет собой "сущность ничтожности".

У многих произведения поп-арта вызывают насмешливую улыбку, так как с точки зрения классического искусства они непристойный. Сложно понять относится ли она к изображённым объектам или к манере. Возникает непонимание в качестве чего следует рассматривать поп-арт. Зритель улыбается будто понимая, что все это несерьезно. Как известно улыбка стала обязательным знаком потребления, используется в рекламе и при заключении сделок. Она не представляет больше юмора или доброжелательности. Улыбка больше не отображает критической дистанции. Эта ложная дистанция юмора в свою очередь тоже используется повсеместно в рекламе и популярных фильмах. Эту улыбку больше не отличить от улыбки коммерческого соучастия.

Made on
Tilda