Происходила демократизация и культуры, а также демистификация живописи. Актуальное искусство того периода отвергало понятия авторства, гениальности индивидуального почерка, ауры, экспрессии, имевшие важное значение в традиционной эстетике. Критиковалась оппозиции "элитарное и массовое", "высокое и низкое" в искусстве. Считалось, что все это содержит в себе антидемократический подтекст. Искусство должно было стать понятным и доступным массам, не требовать особых знаний и развитого абстрактного и метафорического мышления. А чтобы это произошло, искусство должно быть тиражируемым и оперировать знаками массовой культуры, такими как кино, реклама или комикс.
Теоретики и практики поп-арта считали что логика массмедиа противоречит представлениям о культуре как собственности элиты и современную культуру невозможно анализировать с позиции уникальности искусства.
Что использование термина «изящные искусства» в средствах массовой информации служит утверждению стереотипных представлений об искусстве и «творческой личности», а также других мифов капиталистического общества.
В статье «Пластмассовый Парфенон» Д. Макхейл утверждает, что преклонение перед уникальным произведением искусства основано надефиците материальной базы и старой экономике, в которой вещи ценились больше, чем люди . Автоматизация возвращает человеку его достоинство и делает информацию, носителем, наиболее дорогостоящим товаром.
Поп-арт в Британии был в каком-то смысле частью сопротивления против истэблишмента вообще и художественного истэблишмента в частности.
В статье «Широкий фронт культуры» искусствовед Лоуренс Эллоуэй критикует аристократические концепции культуры. Бурное развитие средств массовой информации, по его мнению, застало врасплох хранителей священного огня старой культуры. Новая «эстетика множественности» противоречит традиционным представлениям о культуре как собственности элиты. В традиционном обществе «хранители очага» культуры от поколения к поколению передавали сравнительно небольшой свод текстов, внося в него лишь незначительные изменения. Современная же культура предлагает изобилие знаков и символов, которое невозможно анализировать с позиции устаревших представлений об уникальности искусства. В наши дни величайшие произведения живописи и популярные журналы, классическая поэзия и рассчитанные на массовую аудиторию кинофильмы сосуществуют, по мнению Эллоуэя, в рамках нового культурного континуума.
Творческий путь Уорхола не вписывается в традиционные представления о карьере коммерческого художника. Он освободился от устаревших концепций оригинальности и авторства, признавая необходимость творческого сотрудничества и общности идей. Не случайно Энди Уорхол назвал свою студию «Фабрика». Он считал, что ручной труд (даже в области искусства) — это вчерашний день. Уорхол говорил, что механическими средствами можно создать больше произведений искусства для большего числа людей. Ну а сам поп-арт — это искусство для всех и для каждого, поскольку нет причин для того, чтобы "искусство принадлежало лишь избранным единицам".
Поп-арт считается отражением настоящей Американской мечты о стране, где жизнь каждого человека будет лучше, богаче и полнее, где у каждого будет возможность получить то, чего он заслуживает (Декларация независимости США). Понятие «американской мечты» часто связывают с иммигрантами, прибывшими в США в поисках лучшей жизни. То обстоятельство, что они уезжали из стран, где, в отличие от США, была достаточно жёсткая сословная система, ограничивавшая социальную мобильность, определило их приверженность философии свободы личности и свободного предпринимательства. Компонентами «американской мечты» являются также идеал равенства всех перед законом вне зависимости от этнического происхождения и социального положения, а также почитание общих для всех американцев символов, образцов и героев. Эти символы, образы и героев в огромном количестве породила массовая культура и индустрия рекламы.