Музыка для порномассажёра с оркестром

Взаимодействие музыки и предметов. Вещи как музыкальные инструменты.
Каждый окружающий нас предмет имеет своё звучание, особенно если его включить, стукнуть по нему, дунуть в него или дернуть за какую-нибудь часть. Когда-то на заре человечества музыкальных инструментов не существовало. Есть версия, что они возникли именно из обычных предметов, которыми пользовался человек. Так струнные инструменты появились, когда охотник, натянув и отпустив тетиву, услышал характерный звук. Чтобы получить первую лиру, охотнику оставалось лишь натянуть на лук ещё несколько жил. Музыкальные луки распространены среди коренных жителей южной Африки, Кореи и Бразилии. На бразильском луке беримбау играют постукиванием. Он является неотъемлемой частью музыкального сопровождения капоэйры. Возможно что первобытный человек давал звукам сакральный смысл, как духу вещей. Традиция использовать в музыке все что может звучать с тех пор не прерывалась - ведь это самый экономичный вариант для бедного бродячего музыканта.
Беримбау
соло на бразильском музыкальном луке
Рок-музыкант играет на электроложках
Выступление группы Caravan
Когда говорят о предметах бытах в музыке, перво что, приходит в голову - это, конечно же, ложки. И сразу представляется добрый молодец в косоворотке и картузе. Но игру на ложках можно встретить и в американскомфолке и в менестрель-шоу (американском народном театре XIX века, в котором играли загримированные под чернокожих белые актёры). Тем не менее звук ложек показался интересным не только бродячим бедным музыкантам и фолк-ансамблям, но и рок-исполнителям. Так Данкан Кемпбелл из британской регги-группы UB40 является профессиональным ложечником. А британская же арт-рок-группа Caravan использует на концертах электроложки. Родственником или даже предком ложек можно считать кости. Это отрезки вываренных реберных костей коровы, козы или овцы. Инструмент этот распространён у кельтских народов, в испанских провинциях Галисии и Астурии, а также у многих в Азии. Сейчас кости, как бы странно это не звучало, делают из дерева, камня или метала.
Другим музыкальным инструментом из предметов повседневного обихода является рубель. Когда утюга еще не было, на Руси им гладили белье. Рубель представляет собой пластину из дерева на одной стороне которой имеются рубцы. Иногда ручку рубеля делали полой и закладывали внутрь горошинки, чтобы они гремели как детская погремушка. В отличие от бытовых рубелей, музыкальные имели резонаторную полость. При игре на нём для извлечения треска водят взад-вперёд по рубцам деревянной ложкой или палочкой. Рубели и сейчас используются оркестрами народных инструментов и фольклорными коллективами.


На другом краю Земли появляется аналогичный рубелю инструмент, но уже не утюг, а стиральная доска. Чаще всего она используется в музыкальном стиле зайдеко, пришедшем из юго-западных областей Луизианы от креольского и каджунского населения. В середине 1940-х гг. музыкант из Нового Орлеана Клифтон Шенье наладил серийный выпуск музыкальных стиральных досок, освободив их от тяжелой деревянной рамы и оставив только ребристую поверхность. Стиральная доска стала "тёркой" и "музыкальным слюнявчиком". Именно так её теперь называют музыканты. Для извлечения звука из тёрки используются подручные металлические предметы: ложки, открывалки для пива и напёрстки.
В то время когда одни музыканты играли на ложках, утюгах и стиральных досках, другие играли на ящиках из под фруктов. Именно такова история появления ударного инструмента кахона. Он появился в Перу в начале XIX века. Рабы использовали ящики как ударные, так как африканские барабаны были запрещены испанскими колониальными властями. Музыканты экспериментировали с материалом и устройством кахона и тот перестал быть просто ящиком, и стал неотъемлемой частью перуанской и кубинской музыки. В 1970-х годах XX века испанский гитарист Пако де Лусия посетил Перу. Звук кахона так понравился Пако, что он сделал этот инструмент важной составляющей стиля фламенко.
Кахон
кахон и гитара во фламенко
Бездомный барабанщик играет на коробках
И сейчас можно увидеть уличных музыкантов играющих на чём придётся. Это и ведра и картонные коробки, и пластиковые и стеклянные бутылки. Возможно, что скоро играть на бутылках будет гораздо проще. Не так давно американская дизайнерская компания Tuned предложила концептуальную бутылку для пива, сделанную из стекла, способствующего извлечению наиболее чистых звуков. На её этикетку нанесены ноты и соответствующие им деления: все, что нужно сделать, чтобы «настроить» бутылку, это отпить содержимое до определенной отметки. Так собравшаяся за пивом посмотреть футбольный матч компания друзей превращается в маленький духовой ансамбль, способный насвистеть на бутылках гимн любимой команды.
Такое музицирование на чём попало зачастую не только экономия, протест или традиция, но и часть шоу. Использование предметов можно увидеть в музыкальной клоунаде и музыкальной эксцентрике, где оно носит юмористический характер. На арене цирка встречаются музыкальные номера, где вещи звучат как музыкальный инструмент. Например, двое исполнителей номера играть в пинг-понг ракетками с металлическими пластинами, подобранными на определенную ноту, кататься на звучащих роликах и перебрасываться музыкальными кольцами или извлекать мелодию из ступенек специальной лесенки. При этом музицирование часто вплетено в комический сюжет, но главное в номере профессиональное исполнение мелодии.
Музыка на клизмах
Александр Жигалкин
STOMP
номер со швабрами
Из эксцентрики музыкальная игра на вещах перекочевала в различные современные танцевальные шоу и перформансы. Основанная в 1987 году американская перформанс-группа Blue Man Group известна использованием труб из поливинилхлорида, шлангов и прутьев. "Синие инопланетяне", в образе которых выступает группа, видимо, просто не знают для чего нужны эти предметы.
Появившаяся в Великобритании в 1991 году перкуссионная группа Stomp на своих шоу использует для звукоизвлечения баки, веники, совки, газеты и другие предметы, совмещая всё это с элементами степа (танца, где ритм выбивается каблуками) и современного танца. В 2012 годукоманда Stomp участвовала в одном из музыкальных номеров на церемонии закрытия летних Олимпийских игр в Лондоне.
Никого уже не удивить пилой, использующейся для музицирования. Если только она не циркулярная. Не только из-за бедности музыкантов или для эффектности номеров различные вещи становились музыкальными инструментами. Огромную роль в превращении различных вещей в музыкальные инструменты, сыграли вторая промышленная революция и футуризм начала XX-го века. Идея использования индустриальных звуков в музыке берёт своё начало в манифесте итальянского футуриста Луиджи Руссоло «Искусство шумов», опубликованном в 1913 году. Сам манифест был вдохновлён словами композитора Балилла Прателла: «[Музыка] должна передавать дух масс, огромных промышленных комплексов, поездов, океанских лайнеров, военных флотов, автомобилей и аэропланов. Всё это должно присоединять к великой центральной теме поэмы область машин и победную сферу электричества».

Ivo Pannaggi, Speeding Train (Treno in corsa), 1922
Симфония Гудков
Арсений Авраамов
За итальянским футуристами последовали и советские. Так Авраамов (советский композитор-авангардист 1920-х годов) пытался объединить искусство и технологию. Среди его музыкальных сочинений наиболее известна «Симфония гудков», в которой предусмотрено применение пушечных и пистолетных выстрелов, заводских гудков, свиста пара, шума самолётов и других «машинных» звуков.
Позже во второй половине 1970-х годов на западе появляется отдельное экспериментальное музыкальное направление, строящееся на индустриальных звуках - индастриал. Образовавшаяся в 1980году немецкая группа Einstürzende Neubauten (Обрушивающиеся Новостройки), играющая в этом направлении, использует такие музыкальные инструменты, как листы железа, пластиковые бочки и канистры, дрель, болгарка, бетономешалка, тележка для покупок и прочее. Их музыка в начальный период носила отчасти протестный характер. Так на одном из выступлений музыкант начал сверлить пол в направлении тоннелей, которые по легенде проходили под сценой и соединяли Букингемский дворец с бомбоубежищем, где в случае ядерной войны должна скрываться королевская семья. Концерт на этом закончился, так как началась потасовка.


PURBA T.I.M.E.
В России существует группа PURBA, совмещающая в своём проекте PURBA T.I.M.E. (Tibetan Industrial Music Ensemble) индастриал и тибетскую ритуальную музыку. На своих выступлениях артисты помимо электроакустики и электрогитары используют ганлин (ритуальную свирель из человеческой бедренной кости принадлежащей праведнику), дунчен (длинную ритуальную трубу), струнный бензобак, металлический барабан, пожарный гидрант и порномассажёр (вид вибромассажёра часто используемого как секс-игрушка). В анонсах концертов говорится, что, несмотря на эксперименты,ансамбль "остаётся в пространстве ритуала, мистерии и медитации", "тем самым определяя индустриальную тему ритуальной практики". По всей видимости в творчестве музыкантов не обошлось без тайных тантрических знаний.
Если звук дрели кажется вам невыносимым, то вам "стоит" послушать кошачье фортепиано. Это многоголосный музыкальный инструмент, в котором вместо механической части использованы живые коты с разными по тональности голосами. Нажатие клавиш колит соответствующего кота шипом или дергает его за хвост. Такое фортепиано описал французский композитор и музыкальный писатель Жан-Батист Векерлен (1821—1910 гг.) В своей книге он утверждает, что король Испании Филипп II в Брюсселе в 1549 году наблюдал на шутовской процессии такой инструмент, на котором играл медведь. Первоначально это «фортепиано», вероятно, было просто литературной сатирой, и вряд ли существовало. Возможно, что этот инструмент в XVII веке впервые использовал немецкий учёный-энциклопедист и изобретатель Афанасий Кирхер для лечения меланхолии (депрессии). Немецкий же врач XVIII века Иоганн Христиан Рейль, хотел применить кошачье фортепиано с целью лечения больных с «постоянной задумчивостью». Не понятно как сводящие с ума здоровых людей, крики страдающих питомцев могли бы помочь людям с депрессией, но до этого при лечении психических болезней издевались не над кошками, а над пациентами. Так что это было кардинальное изменение отношения к душевнобольным и первая примитивная психотерапия. К счастью, сегодня чтобы услышать как мог бы звучать подобный инструмент, не обязательно мучить животных - сэмплы с мяуканьем позволяют смикшировать всё на компьютере.
Кошачье фортепьяно
реконструкция от BBC
Вступление на бокалах
Bjork "Violently Happy" MTV Unplaugged live
Полной противоположностью кошачьего фортепьяно по звучанию и судьбе, наверное, можно считать стеклянную гармонику, которая родилась от игры на бокалах. Игра на бокалах путём скольжения пальцами по краям появилась в середине XVIII века в Ирландии. Мода на неё начала своё шествие с пабов, проникла в дома зажиточных горожан и вскоре охватила Европу. В Париже она получила название «верильонаж». Бенджамин Франклин в 1761 оду усовершенствовал сей музыкальный инструмент, собрав на одной оси 48 стеклянных полусфер разного диаметра. Принцип её чарующего звучания похож на принцип звучания ритуальной поющей чаши из Тибета. 40 лет инструмент имел большую популярность, пока внезапно его не обвинили в причинении супружеских ссор, судорог у животных и нервных расстройств. Стеклянную гармонику позабыли на полтора столетия, пока немецкий музыкант Бруно Хоффман в 1920-х годах не выпустил несколько пластинок с музыкой для неё. Но, несмотря на наличие настоящего инструмента, и сейчас можно увидеть музыкантов играющих не на гармонике, а на бокалах.
В какой-то степени предметы используемые в музыке передают информацию о духе времени, среде в которой зарождалась музыка, положении музыканта и других социокультурных сторонах жизни. Недавно на рынке гаджетов появилось устройство Mogees. Датчик Mogees крепится к любой поверхности, способной проводить вибрации. После того как музыкант через специальное приложение на телефоне задаст нужный инструмент, каждое прикосновение, скольжение, удар или трение по поверхности рядом с датчиком становится определённой нотой. Предметы интерьера, стены, деревья, двери метро и другие окружающие нас вещи с Mogees приобретают совершенно новое звучание и значение. Раньше в какой-то момент через звук вещи в музыке передавалась определённая информация. Потом предметы стали просто музыкальным инструментом и частью шоу. Теперь же их наделяет звуком сам музыкант. А это совсем иное взаимодействие музыки и окружающей среды, которое стало возможным только в эпоху информационных технологий. Тем не менее выбор звуков и предметов остаётся за музыкантом.

MOGEES
Текст: Денисов Андрей
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website